ООО «АТИС» (Рег. № 2684 от 6 декабря 2012г. в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда Минздравсоцразвития России.),
Аттестат аккредитации № 0162, № в Госреестре РОСС RU.В516.04ЛГ00.21.162 действителен до 28.09.2017г.

Общая информация о СОУТ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон):
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий
- по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- по оценке уровня их воздействия на работника.
По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона):
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на "травматизм";
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
 
Указанная оценка организовывается и оплачивается работодателем, а проводится работодателем совместно со специализированной организацией (ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Закона).
 

Чьи условия труда оцениваются?
 
 
По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.
Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.
Напомним, что аттестацию нужно было проводить только в отношении рабочих мест, указанных в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). А именно в отношении тех, на которых заняты сотрудники:
  • работающие с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами;
  • осуществляющие их эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт;
  • работающие с источниками опасностей, которые способны оказывать вредное воздействие на работника;
  • использующие электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;
  • осуществляющие хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
При этом рабочие места офисных сотрудников аттестации не подлежали.
Из сравнения видно, что с 2014 года специальную оценку условий труда должны будут провести даже те работодатели, которые ранее были освобождены от аттестации рабочих мест.

Когда проводится специальная оценка?
 
 
Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.
Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. "б" п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).
 
Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится в следующих случаях (ч. 1 ст. 17 Закона):
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки
 
 Подготовка к проведению СОУТ 1.JPGПодготовка к проведению СОУТ.JPG
1. Созыв специальной комиссии
Работодатель должен издать приказ (распоряжение) в свободной форме, которым утвердит состав и порядок работы этой комиссии. Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель. Помимо него в комиссию входят специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). Об этом сказано в ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Закона.
2. Утверждение графика специальной оценки
Указанный график также утверждается приказом (распоряжением) работодателя, составленным в свободной форме (ч. 1 ст. 9 Закона).
3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке
До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Обратите внимание, что аналогичными признаются рабочие места, если они отвечают в совокупности следующим условиям (ч. 6 ст. 9 Закона):
  • эти места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на них сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, сырья;
  • работающие на них сотрудники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
4. Наем специализированной организации (ООО "Атис"), которая будет проводить оценку
Работодатель должен выбрать специализированную организацию (ООО "Атис") и заключить с ней гражданско-правовой договор.
5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Идентификация потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса.JPG
Под идентификацией понимается сопоставление имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Указанный классификатор должен быть утвержден Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 10 Закона).
Стоит отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):
  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры, входящие в специальную оценку, в отношении указанных рабочих мест проводятся.
Итак, идентификация осуществляется экспертом специализированной организации, а ее результаты утверждаются комиссией, созданной работодателем (ч. 2 ст. 10 Закона).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона). В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок ее подачи должны быть установлены Минтрудом России (ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Закона). Указанная декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о специальной оценке. При этом срок ее действия может быть продлен на следующие пять лет, если с работником, занятым на задекларированном рабочем месте, не произошел несчастный случай на производстве и если у него не выявлено профессиональное заболевание (ч.ч. 4, 5 и 7 ст. 11 Закона).
Декларирование условий труда.JPG
Если же вредные и (или) опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона).
6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
Повторимся, исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов производятся в отношении всех оцениваемых рабочих мест, за исключением тех, по которым условия труда были признаны допустимыми. То есть исследованиям подлежат:
  • рабочие места, на которых вредные и (или) опасные факторы выявлены по результатам идентификации;
  • рабочие места, на которых идентификация не осуществлялась (ч. 6 ст. 10 Закона).
Во время специальной оценки условий труда исследуются вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса.
К факторам производственной среды относятся (ч. 1 ст. 13 Закона):
  • физические факторы – аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, неионизирующие и ионизирующие излучения, параметры микроклимата, параметры световой среды;
  • химические факторы – химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);
  • биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.
А к факторам трудового процесса (ч. 2 ст. 13 Закона):
  • тяжесть трудового процесса – показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
  • напряженность трудового процесса – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией. Делается это исходя из (ч. 2 ст. 12 Закона):
государственных нормативных требований охраны труда;
  • характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья;
  • результатов ранее проводившихся исследований вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложений работников.
Непосредственные исследования (испытания) и измерения осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками специализированной организации (ч. 3 ст. 12 Закона).
Результаты этих исследований оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 6 ст. 12 Закона).
По результатам исследований (испытаний) и измерений эксперт специализированной организации относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
7. Подведение итогов специальной оценки
Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке. Указанный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Закона).
Форма этого отчета и инструкция по его заполнению должны быть утверждены Минтрудом России (ч. 3 ст. 15 Закона).
Обратите внимание, что указанный отчет составляется, не только когда обнаружены вредные и (или) опасные факторы, но и когда условия труда на рабочих местах признаны допустимыми.
8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки
Работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя
При наличии официального сайта работодатель должен организовать размещение на нем сводных данных о результатах проведения оценки, а именно, публиковать информацию:
  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).
10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:
до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Классы и подклассы условий труда
 
Как уже говорилось, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.
Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник "Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование"
Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):
 
Классы условий труда.jpgПодклассы условий труда.jpg
 Итоговый класс.JPG
Обратите внимание, если работники, занятые на местах с вредными условиями труда, применяют эффективные средства индивидуальной защиты, то класс (подкласс) может быть снижен на одну степень. Это может сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей такую оценку (ч. 6 ст. 14 Закона). Кроме того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора допускается снижение класса (подкласса) более чем на одну степень (ч. 7 ст. 14 Закона). Порядок снижения классов (подклассов) осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящий момент эта методика не разработана.
Снижение класса.JPG